Нумизматический аукцион "Легенда"


Текущий рейтинг:
  • Указы Петра I. 5 1
  • Печать

Автор Тема: Указы Петра I.  (Прочитано 17001 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Девушка

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 2753
  • Репутация: +137/-0
  • Пол: Женский
  • Уважение: +1175
  • С нами с: 27/02/2010
    летлетлет
    Указы Петра I.
    « : 13 Мая 2011, 01:01:56 »
    +1
    Указы Петра I.


    В 1718 году появился указ Петра Первого об Ассамблеях.

    УКАЗ о достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

    Пред появлением многонародном гостю надлежит быти:
    — мыту старательно без пропускания оных мест;
    — бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урону не нанести;
    — голодну наполовину и пьяну самую малость.


    В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов. А сведения в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

    Яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не принять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат: буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить, дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава, ибо сия смерть на Руси издревле почетна.

    Ежели меры не знаешь — на супругу положись: оный страж поболее государевых бдение имеет. Упитых складывать бережно, дабы не повредить и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберешься.

    Беду почуя — не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге — не мешкая и все силы употребя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

    Будучи без жены, а то и не дай Бог холостым, на прелести женские взирай не с открытой жадностью, но исподтишка — они и это примечают — не сомневайся. Таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывешь.

    Руками же действуй, сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице долго носить будешь.

    Без песни нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, ослице Валаамовой уподобляешься; музыкальностью и сладкоголосьем же, напротив, снискаешь многие похвалы гостей.
    Помни: сердце дамское на музыку податливо.





    За годы царствования Петра I с 1696 по 1710 год было принято более 3000 указов, манифестов, трактатов и соглашений. Некоторые из них вот:

    О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА. Специальным указом повелел Петр с 1 января 1700 года начать новую жизнь.
    УКАЗ: Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря.
    А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".
    К этому есть неплохое пояснение:

    (С)И. САВИЦКАЯ
    305 лет назад, в 1699 году, Петр I издал именной указ «О праздновании Нового года».
    Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу, новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января — по примеру многих европейских стран.
    По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому введенному летосчислению наступал 1700 год.
    В соответствии с правительственным предписанием, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.
    Загвоздка заключалась в том, что с 28 ноября начинался православный сорокадневный Рождественский пост, который длится до самого Рождества, то есть до 7 января. Православная церковь не стала его переносить в связи с новым указом светского царя. Вот и получилось, что в самый большой праздник в году мы вынуждены поститься...
    Не каждый сможет отказаться от удовольствия откушать мясца на Новый год да выпить рюмочку-другую спиртного! Вот и получается, что грешим мы по приказу давно почившего царя...


    УЖЕ СТАВШИЙ ВЕСЬМА ЗНАМЕНИТЫМ УКАЗ О ПОДЧИНЁННЫХ:

    Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство... Указ Петра I от 09.12.1709


    ОБ АРМЯНАХ, не сочтите за национализм...

    Петр I когда-то издал указ: "Армян как возможно обласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда". Прошло всего-то 300 лет, и "сказано-сделано". :))


    О ЧИСТОТЕ

    Петр I заботился о чистоте Москвы. После завершения постройки очередного дворца в Санкт-Петербурге вся площадь была захламлена строительным мусором. Петру I доложили, что для расчистки нужно нанять подводы на сумму, равную стоимости постройки. И тогда царь повелел обнародовать указ: "В течение недели всякий может взять что угодно с площади бесплатно!" За пару дней крестьяне из окрестных сел очистили площадь до блеска.
    Ну, а 9 апреля 1699 года, Петр I подписал указ "О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки. Указ гласил: "На Москве по большим улицам и по переулкам, чтоб помету и мертвечины нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто, и о том, - указал великий Государь, - сказать на Москве всяких чинов людям. А буде в Москве всяких чинов людей, кто станут по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, и такие люди взяты будут в земской приказ и тем людям за то учинено будет наказанье, бить кнутом, да и на них же взята будет пеня".


    О СОБИРАНИИ ВЕЩЕЙ В КУНСТКАМЕРУ:


    В изданном в 1718 г. указе Петра о собирании вещей для Кунсткамеры говорится: «Также, ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи (надписи. — Д. Л.) на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье (оружие. — Д. Л.), посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, — такожь бы приносили за что давана будет довольная дача.

    О ВЕЛИЧИНЕ ТРУДОВОГО ДНЯ.

    31 МАЯ 1708 Указ Петра I о величине трудового дня, штрафах и наказаниях для адмиралтейских рабочих. Это первый акт трудового законодательства России. Стал постепенно общим для всех государственных предприятий страны и образцом для частных:
    "Чтоб мастеры, и подмастерья, и плотники ходили на работу на свои дела марта с 25 сентября по 15 число в 5 часу пополуночи и работать до 11 часу, а с первого на десять часа отдыхать до 1 часу, а с первого часу быть на работе до 7 часу, а как ударит 7 часов отдыхать, не отпуская в домы полчаса и с полуосмого часа работать до вечернего пушечного с крепости выстрелу, а сентября с 15 числа марта по 25 число ходили-б на работу по пушечному выстрелу с крепости рано и отдыхать в полдни с 12-го часу до полу одного после полудни, а после пушечного выстрелу".
    Таким образом, 14 часов работы и 2,5 часа перерывов.
    Штрафы: за час прогула высчитывалась дневная плата, за день - недельная. Если о прогулах докладывал фискал , ему отчислялась четверть высчитанной с рабочего суммы.


    О ЗАПРЕЩЕНИИ ПОДБИВАТЬ САПОГИ И БАШМАКИ СКОБАМИ И ГВОЗДЯМИ.

    12 сентября 1715 Обнародован указ Петра I о запрещении петербуржцам подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями. В указе:
    "А ежели у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купеческие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет".
    Указ был издан для обережения деревянного мощения первых городских магистралей.


    О ЗАПРЕЩЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КАМЕННЫХ ДОМОВ.


    25 октября 1714 Указ Петра I о запрещении строительства каменных домов по всей России, кроме Петербурга!
    "Понеже здесь каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков и прочих художников того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всем Государстве на несколько лет (пока здесь удовольствуются строением) всякое каменное строение".
    Этот указ, изданный для ускорения застройки столицы, действовал до 1741 года!



    ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ ПОВЕЛЕНИЕМ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

    Было составлено по велению Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались "полезные" книги - разного рода руководства и наставления.



    В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтенем, не с ними вряд, но, немного уступи позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матере; от челядинцев просительным образом требовать.
    Дети не имеют без именнаго приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
    У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.
    Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености точно бывает.
    Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник, для того что бодрый господин ободряет и слуг, подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна: потому можно отчасти, смотря на прилежность и бодрость или радение слуг, признать, како правление которого господина состоит и содержится, ибо не напрасно пословица говорится: каков игумен, такова и братия.
    Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: Во-первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси. Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь: хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего. Когда престанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот.
    Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна, ибо не славная его фамилия и не высокой род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и щастие благополучное, и красота в старости, того ради оный имеет по правде тому подражать. То бо есть истинное избавление от убожества и прямая подпора и постоянный столп богатству.
    Младый шляхтич, или дворянин, ежели в екзерциции (в обу-чении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовщиц, в шпажкой битве и может добрый разговор учинить, к томуж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть.
    Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, и на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит. Ибо когда кто господину верно служит, то надобно ему верная и надежная награда. А кто ища милости служит, того токмо милосердием награждают. Понеже никто ради какой милости должен кому служить, кроме бога. А государю какову ради чести и прибыли и для временной милости.
    Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет онай стретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.
    Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо, когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать:ибо каждый купец, товар свой похваляя, продает как может.
    Млады шляхтич или отрок всегда должен быть охочь к научению всякаго добра, и что ему прилично быть может, и не имеет дожидаться, пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в дом прибегали. А наипаче платить возмездие служащим, ибо в том есть великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженную и трудом выработанную мзду наемничу держит.



    А ВОТ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ РЕШАТЬ ДЕЛА НАСЛЕДСТВЕННЫЕ:

    Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая.

    Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть. Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение, а имянно:

    Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов, имел дом доволной, трапезу славную, обхождение с людми ясное, когда по смерти ево разделитца детем ево, то уже толко по двести дворов достанетца, которыя, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, то уже с бедных подданных будет пять столов, а не один, и двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а государственныя подати - податми), от чего не разоренье ли суть людем и вред интересам государственным, ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше писано), с тысячи один господин (а не с двусот дворов), который пятою долею доволен будет, а в протчем облегчит крестьяном, которыя исправнее в казну и господину подати платить могут. И тако от того разделения казне государственной великой есть вред и людем подлым разорение.

    А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанетца, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех эксемпелев (образцов) есть в российском народе.

    Напротиву ж того:

    Ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а протчим толко движимое, то государственныя доходы будут справнее, ибо с болшаго всегда господин доволнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не пять, (как выше писано), и может лутче льготить подданных, а не разорять.

    Фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славныя и великия домы.

    Протчия не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и протчим. И то все, что оныя сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть.

    Чего ради за благо изобретено чинити по сему…"

    Петр.

    Печатано в Санкт Питербурхе 1714 году марта в 23 день, государствования нашего 32 году.
    Кто не копает, тот и не находит!

    • Печать
     


    Поиск Легенд - Технология Поиска. Все Права защищены © | 2009 - 2012. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов сайта. необходима ссылка на ресурс.

    SimplePortal 2.3.5 © 2008-2012, SimplePortal