Указатель русских клейм на изделия из драгоценных металлов XVII-XX вв.
Указатель русских клейм на изделия из драгоценных металлов XVII-XX вв.
Количество страниц – 99 стр.
Формат файла: JPG (отсканированные страницы)
Начало история клеймения на Руси можно отнести к XVII веку. Первое известное российской клеймо относится к 1651-1652 году. С этого времени до 1684 и позднее с 1700 по 1740 год основное изображение на московских клеймах – двуглавый орел в различных начертаниях, таким образом раннее московское клеймо соединялось в одном щитке с клеймом годовым. Первые российские клейма производились в Москве в серебряном ряду. Это было единственное место, где закон дозволял торговать изделиями из драгоценных металлов. Первые известные клейма на серебре изгототавливали с целью удостоверить качество металла. Но это еще не была проба в точном смысле слова. Наличие клейма лишь указывало на то, что серебро не хуже установленного образца.
Скачать Указатель русских клейм на изделия из драгоценных металлов XVII-XX вв. с depositfiles: http://depositfiles.com/files/er63trv54 или http://depositfiles.com/ru/files/m6dvplp4m
С 1700 по 1710 год начинают появляться клейма с изображением двуглавого орла различных начертаний в круглом щитке. Обычно над головами орла была помещена корона, иногда сопровождаемая точкой; в лапах орла скипетр и держава. Клейма мастеров, так называемые именники, – из двух или трех букв, а иногда и монограммы в щитках различных форм появляются в 1700 году.
С 1733 года для Москвы вводится клеймо с изображением двуглавого орла с подписью “Москва”. В 1741 г. московским клеймом становится герб города Москвы – изображение Георгия Победоносца на коне с годовой датой под чертой. Это изображение в щитках различной формы, с датой и без даты (а в XIX веке даже в одном щитке с пробой) сохраняется до 1896 года. С 1734 по 1741 г. годовые клейма объединяются в одном щитке с именниками пробирных мастеров, написанными латинскими буквами. С 1741 года именник пробирного мастера отделяется от годового клейма и состоит из двух букв латинского шрифта.
Самое раннее Петербургское клеймо — изображение двуглавого орла с круге с буквами “СП” (Санкт-Петербург), имеющееся на серебряных изделиях 1713-1714 гг. С 1730 по 1741 г., под тем же изображением двуглавого орла ставятся уже три буквы – “СПБ”. С 1741 г. вводятся клейма с гербом Петербурга – два перекрещенных якоря и скипетр и до конца XIX в. остаются почти без изменений, меняется лишь форма щитка.
Клейма всех русских городов подчиняются тем же правилам, что и клейма Москвы и Петербурга. Как правило, в городском клейме изображался герб города, в некоторых городах около изображения герба ставились буквы, как, например: “Н” – Великий Новгород, “ГКС” – город Соликамск, “ГС” – город Суздаль.
Таким образом, для всех городов Российской империи в XVIII и XIX веках накладываемые пробирерами клейма состояли из:
1) клейма с гербом города, с годом или без, в щитках различной формы;
2) клейма с начальными буквами имени и фамилии именника пробирного мастера с годом или без года, всегда в прямоугольном щитке;
3) клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т.е. число золотников чистого золота или серебра в лигатурном фунте, всегда в прямоугольном щитке.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клеима-именники до предъявления изделий государственному пробиреру. Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различными начертаниями букв. Иногда мастера ставили на именнике полную свою фамилию. Придворные мастера фирм и фабрики XIX и XX вв. вместе с именником имели право ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба. Возникшие в начале XX века артели мастеров-серебряников также имели собственные клейма с указанием номера артели. Например, двадцатая артель серебряников ставила следующее клеймо – “20?, вторая художественная артель – “2ХА”.
Из вышесказанного следует, что на золотых и серебряных изделиях должны находиться два именника – мастера, изготовившего вещь и пробирного мастера. Различить их можно по следующим признакам:
1) на клейме пробирного мастера обыкновенно находится изображение даты-года, чего никогда не бывает на клеймах мастеров;
2) если клеймо пробирного мастера не сопровождается годом, то следует обратить внимание на форму щитка, так как клейма мастеров бывают самых разных форм, в то время как именник пробирного мастера – обязательно помещен в прямоугольном щитке;
3) если оба именника заключены в прямоугольных щитках и без точного года, то различить их можно только зная имена и фамилии мастеров и пробирных мастеров того времени…
// Источник ”Оценка ювелирных изделий” издательство Металлургия, 1996 г.