«Вросший в землю, с оскальпированной крышей и обвалившейся штукатуркой стен, черной тенью в ясный день нависает над Яузой некогда прекрасный дворец. Ровно триста лет исполнилось ему на рубеже тысячелетий. С его появлением Московский Кремль на век утратил свое значение официальной резиденции русских правителей».
Владлен Дорофеев
Лефортово – один из старейших районов Москвы, расположен на берегу Яузы. Многие знают, что он назван в честь сподвижника Петра Франца Лефорта, но далеко не всем известно, что здесь когда-то вершились судьбы России, что с этими местами связаны легенды о призраках и таинственных сокровищах…
Здесь в 17 веке располагалась знаменитая Немецкая слобода, где очень любил бывать в юности будущий император Петр. Именно здесь он познакомился сл многими европейцами, ставшими впоследствии его помощниками и сподвижниками в деле реформирования России. Одним из таких людей был швейцарец Франц Лефорт – личность интересная и неординарная. Даже характеристики, даваемые ему современниками были парадоксальны: "Помянутой Лефорт был человек забавный и роскошный или назвать дебошан французской. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе и балы... Тут же в доме началось дебошество, пьянство так великое, что невозможно описать, что по три дни запершись в том доме бывали пьяны, и что многим случалось оттого умирать". В то же время многие отмечали его острый ум, непоколебимое мужество и честность. Лефорт обладал общительным характером, чем расположил к себе Петра, но самым важным решением для его карьеры был приезд в Троице-Сергиеву Лавру во время заговора 1689 года, когда будущему императору пришлось бежать от стрельцов, руководимых царственной сестрой Софьей. Исход борьбы тогда еще был неясен, поэтому поддержку Лефорта Петр высоко оценил - с тех пор они стали неразлучными друзьями, и Петр сделал Лефорта советчиком в делах Европы, торговли, войны и флота.
Отныне царь стал частым гостем Немецкой слободы. Сюда он наезжал со своими приближенными целыми "поездами”. Бесконечные балы, попойки по нескольку суток, доступные фроляйн. Умел Лефорт угодить царю. "Именно здесь, в доме Лефорта, - писал князь Куракин, - Петр научился с дамами иноземными обходиться, и амур первый начал быть”. Здесь Петр познакомился с Анной Монс.
И, если Петра в народе многие называли Антихристом, то его любимца Лефорта величали Чертушкой.
В 1698 гг. на средства казны был построен каменный дворец, который Петр подарил своему любимцу. Новоселье в новых хоромах состоялось 12 февраля 1699 г. После него по Москве еще долго судачили о том, как "князь-папа всешутейшего и всепьянейшего собора” освятил дворец в честь языческого бога Вакха, прыгая с кадилом, распространявшим табачный дым. А крестом, которым он раздавал окружающим "благословение”, служили перекрещенные табачные трубки. А 2 марта хозяин дома скончался. Лефорт "в непрерывном бреду отгонял пастора прочь, требуя вина и музыкантов. Медики разрешили последнее: любимые звуки арий успокоили больного, но не надолго. Он снова впал в беспамятство и очнулся только перед самой смертью”, попрощавшись с женой. Официально считалось, что причиной смерти стала злокачественная горячка, образовавшаяся от ушиба после падения с лошади под Азовом.
В семье Франца Яковлевича не оказалось даже денег на его погребение (подаренные ему во время Великого посольства вещи от иностранных дворов он добровольно сдал в казну, фактически, Лефорт содержал себя почти одним жалованием), поэтому царь взял все расходы на себя. Перед выносом в церковь царь приказал открыть гроб, долго плакал и целовал труп своего любимца. Похороны Ф. Лефорта были невиданно пышными.
После выноса тела из церкви, раздались троекратные залпы сорока орудий, установленных на площади рядом с собором. Поговаривали, что во время залпов. Одному из солдат снарядом оторвало голову – в этом усмотрели дурной знак. Всем участникам похорон были выданы золотые перстни с вырезанным днем кончины и "изображением смерти”. Ходили слухи, что ночью могилу Лефорта хотели вскрыть грабители, чему помешали жители Немецкой слободы.
Вопрос о месте захоронения Ф. Лефорта до сих пор остается открытым. Скорее всего Лефорта похоронили в Немецкой слободе. По преданию, его могила была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: "Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха В 1702 г . Анри Лефорт, сын Франца Яковлевича писал дяде Ами в Женеву: "Я ходил туда, где похоронен мой отец. Гроб его стоит в каменном склепе. Я приказал открыть гроб и видел отца: он сохранился так хорошо, как будто не лежал там и недели, а уже прошло три года...”
Ходят слухи о том, что в Лефортовском дворце на Яузе (где сейчас располагается военно-исторический архив) по сей день обитает дух Лефорта, и порой звучит музыка – якобы та самая, под которую он скончался.
После смерти Лефорта, дворец перешел к другому любимцу Петра – Александру Меньшикову. И на этот раз новоселье сопровождалось кощунственными ритуалами: "С торжественными обрядами на эпикурейском пиршестве, Вакх освятил дом, который царь подарил недавно своему фавориту "Алексашке” – писал один из современников.
Однако после смерти императора могущество Меньшикова пошло на спад и в конце концов Петр II отправил его в ссылку. После одна из служанок донесла, что дворецкий Меньшикова спрятал во дворце два сундука с деньгами и ценностями. Однако обыск не принес никаких результатов, хотя женщина клялась, что видела, как прятали сокровища. Это еще одна тайна дворца на Яузе – кто и когда их нашел? А может быть они до сих пор хранятся в каком-нибудь тайнике…
Следующим хозяином дворца стал император Петр II. Но ему не суждено было долго оставаться его владельцем - в ночь на 19 января 1730 года в Москве в Лефортовском дворце 15-летний император Петр II умер от оспы.
Следующая императрица Анна Иоанновна приказала выстроить на другом берегу Яузы деревянный дворец – «летний Анненгоф» - ходили слухи о том, что его и Лефортовский дворец связывает подземный ход под Яузой –правда это или нет – неизвестно…
Потом дворец на Яузе несколько раз страдал от пожаров, перестраивался, переделывался. Ныне в нем располагается военно-исторический архив.
Однако слава одного из мистических мест Москвы сохранилась за таинственным дворцом и поныне.