По легенде, один из крупнейших киевских кладов достался крестьянским детям и собакам.
Считается, что эта история началась в 1821 году, когда в Киев на жительство переехал Курский помещик, отставной гвардейский поручик Александр Семенович Анненков. По одной из версий, в город он приехал не по своей воле, а был сослан – за жестокое поведение по отношению к своим крепостным крестьянам.
Через определенное время Анненков заводит знакомство с действующим на то время митрополитом Киевским и Галицким Евгением Болховитиновым, который был известен своей страстью к истории города и, между прочим, считается одним из первых исследователей истории Киева. Именно под руководством митрополита и, похоже, за его же деньги, отставной петербуржский чиновник Кондратий Лохвицкий в 1824 году проводит первые археологические раскопки на фундаментах легендарной Десятинной церкви.
Храм, заложенный еще в 991 году при князе Владимире «Крестителе», являлся главной святыней Киева. Здесь были похоронены сам Владимир и его жена княгиня Анна, его братья – Ярополк и Олег, а также бабка – великая княгиня Ольга. Разрушена же церковь была при взятии города монгольскими ордами в декабре 1240 года. Храм оказался последним рубежом обороны, где закрылись многие киевляне. По одной из версий, стены Десятинной пали под монгольскими таранами. Но существует и легенда о том, что когда под стенами закипел бой, горожане со своим имуществом полезли на второй этаж храма, и своды церкви просто не выдержали нагрузки, рухнув и похоронив всех под завалами. К слову, уверенность в том, что в Десятинке укрывались люди со всеми своими ценностями, и послужила источником многочисленных слухов о том, что под завалами скрываются несметные сокровища.
Но вернемся к начавшимся в 1824 году раскопкам и знакомству Анненкова с митрополитом Евгением и Кондратием Лохвицким. Видимо, Александр Семенович также был наслышан о богатствах под рухнувшими стенами церкви и питал надежду их заполучить. Дело в том, что раскопки проходили уже на земле приезжего помещика. По приезду в Киев он сумел выкупить землю, прилегающую к Десятинной церкви. Есть версия о том, что участок, на котором когда-то стоял храм, был выкуплен Анненковым специально для кладоискательства.
Впрочем, есть и другая версия – более интересная. Учитывая, что сам Александр Семенович был якобы сослан в Киев за плохое обращение с крестьянами, его идею по возрождению храма многие склонны воспринимать в качестве покаяния помещика. Мол, даже строил за свои сбережения. А раскопки в этой версии объясняются тем, что для возведения новой церкви надо было сначала обнаружить остатки фундамента старой.
Как бы там ни было, при вскрытии фундаментов старой Десятинки, обнаружившиеся ее остатки были изучены, а после сломаны до основания – для удобства строительства. Тут-то и нашли знаменитый клад. Найденные многочисленные драгоценности, – от мелких ювелирных украшений до внушительных золотых сосудов, – Анненков от всех утаил и спрятал на собственном хуторе в Полтавской губернии.
Считается, что часть клада Анненков отдал на переплавку, выручив за драгоценный металл приличные деньги. Однако вторая половина ценностей якобы каким-то образом попала в руки местных крестьян. И те превратили драгоценные украшения в детские игрушки, а золотые браслеты – в собачьи ошейники.
Нелепой в этой истории выглядит не только судьба ценнейшего клада. Сам Анненков, по одной из легенд, свои дни закончил в тюрьме. Удачливого кладоискателя посадили за фабрикацию фальшивых денег.
Что же касается новой Десятинной церкви, то она была построена в 1838 году и освящена в 1842 году. Храм получился приземистый и неуклюжий, что еще сильнее подчеркивала стройная Андреевская церковь по соседству. На протяжении недолгой истории новоиспеченного «памятника русского православия», его то и дело критиковали, и оставался он, главным образом, всего лишь большой приманкой для паломников.
На фото: руины Десятинной церкви в нач. XIX в. и новая Десятинная церковь XIX в., выстроенная на месте старого здания.
По материалам: «Киев - Историческая энциклопедия» (3 MEDIA, 2000)