Недавняя находка двух затонувших кораблей с грузом серебра вновь напомнила о подводных кладах и сокровищах
Сергей Мануков «Expert Online» / 29 ноя 2011, 18:32
2 ноября исполнилось 10 лет со дня подписания Конвенции об охране подводного культурного наследия, охраняющей затонувшие корабли, которые старше 100 лет, и запрещающей их поиски и подъем грузов в коммерческих целях. В силу она вступила 2 января 2009 года, когда ее ратифицировал 20-й участник — Барбадос. На сегодняшний день конвенцию ратифицировали 40 государств, но
среди них нет ни России, ни Великобритании с Францией, ни Китая с Америкой. Из крупных морских держав ее ратифицировали только Испания, Португалия и Италия. Неудивительно, что протяженность береговой линии ратифицировавших государств составляет лишь 5% от мировой.
Новые находки
Американская компания Odyssey Marine Exploration, специализирующая на поиске и подъеме подводных кладов, недавно сообщила об очередной крупной находке. Исследователи морских глубин из Флориды нашли останки британского торгового корабля «Гайрсоппа», который был потоплен 70 лет назад немецкой подводной лодкой и в трюмах которого находилось 220 тонн серебра. Судно водоизмещением 5237 тонн покоится на дне Атлантического океана примерно в 300 милях (480 км) к юго-западу от Ирландии на глубине 4700 метров. Его груз сейчас оценивается в 175 млн фунтов стерлингов.
Вскоре после находки «Гайрсоппы» Odyssey объявил о находке «Мантолы», перевозившей 600 тыс. унций серебра и потопленной немецкой субмариной в конце Первой мировой войны. Судно лежит сейчас на глубине 2500 метров примерно в 160 км от «Гайрсоппы». Операция по подъему серебра на обеих площадках начнется весной 2012 года. Кстати, подъем серебра с «Гайрсоппы» станет самой глубоководной спасательной операцией.
Министерство транспорта Великобритании подписало контракт с Odyssey, по которому кладоискатели получат 80% от найденных сокровищ. В ЮНЕСКО считают, что подобные сделки противоречат духу конвенции.
Коммерческая археология
За всю историю человечества затонули примерно 3 млн кораблей. Впрочем, интерес для кладоискателей представляет «лишь» 1%, те 3 тыс., что перевозили драгоценности. Самым большим кладбищем затонувших кораблей считается западная часть Средиземного моря. Только в XVI–XIX веках там пошли ко дну больше 800 судов. Каждое третье могло перевозить золото, серебро и драгоценности. «В Кадисском заливе золота больше, чем в подвалах Национального банка Испании», — заявил в интервью немецкому информационному агентству DPA профессор археологии Мануэль Буэно.
Неудивительно, что в Средиземном море постоянно ищут и находят затонувшие корабли.
Число подводных охотников за кладами, вооруженных чувствительными гидролокаторами, приборами GPS и аппаратами для погружения на большие глубины, стремительно растет. Среди коммерческих археологов выделяется флоридская фирма
Odyssey Marine Exploration, в послужном списке которой немало находок. В 2003 году, к примеру, Грег Стемм, основатель и владелец Odyssey, нашел колесный пароход «Республика», перевозивший несколько десятков тысяч 20-долларовых монет и затонувший 18 октября 1865 года во время шторма в районе Саванны. Улов кладоискателей составил тогда составил свыше 75 млн долларов.
Кто хозяин?
Конвенция об охране подводного культурного наследия действует уже без малого три года, но ни ясности, ни порядка из-за того, что ее не ратифицировали главные морские державы, она не добавила. К тому же в ней есть лазейка: артефакты можно поднимать, если им угрожает опасность быть поврежденными или разрушенными на дне. Естественно, под это объяснение можно подвести практически любой подводный клад.
Как до подписания Конвенции об охране подводного культурного наследия, так и сейчас все вопросы, связанные с подъемом затонувших сокровищ, регулируются Международной конвенцией о спасании, принятой в Лондоне 28 апреля 1989 года. Житейский закон «кто нашел, тот и владелец» для морских находок — будь-то золотые монеты, найденные в затонувшем галеоне, или ящик тушенки, выброшенный на берег волнами, — не действует. Здесь все зависит от того, где сделана находка и кому она принадлежит. Если корабль найден в территориальных водах какого-нибудь государства, то ему и принадлежит груз. Правительство решает вопрос о размере компенсации, которую следует выплатить нашедшей стороне.
Если находка совершена в международных водах, то больше шансов у владельцев корабля и груза. Если они не предъявят требования или не сумеют доказать, что корабль или груз принадлежит им, то находка достается спасателям.
Есть нюансы.
Владелец теряет право на груз, если он от него официально или фактически отказался, то есть в течение определенного времени не предпринимал никаких попыток по поиску корабля или подъему груза, когда место его нахождения известно.
Другой пример потери права владения — получение полной страховки за корабль и груз. В таком случае владелицей корабля и груза, даже если они будут найдены через несколько десятков или сотен лет, станет страховая компания.
Прежде чем браться за подъем затонувшего клада, следует иметь в виду, что Международная конвенция спасания касается только коммерческих судов. На так называемые суверенные, то есть принадлежащие государству (в первую очередь речь идет о военных кораблях) суда, ее действие не распространяется. Они считаются собственностью государства, под флагом которого плавали в момент кораблекрушения.
Поэтому Odyssey не имеет права поднимать найденный его специалистами фрегат «Виктория» без согласия министерства обороны Великобритании, которому принадлежал корабль. Между тем «Виктория» перевозила 4 тонны золотых монет и других ценностей примерно на 1 млрд долларов. В октябре 1744 года она попала в шторм в Английском канале, затонула и сейчас лежит на глубине 100 метров. Опыт сотрудничества с британскими военными у американских кладоискателей имеется. В 2001 году они нашли в 8 км от испанского побережья гордость британского флота XVII века фрегат «Сассекс». Стоимость 1 млн золотых и серебряных монет и десятков слитков драгоценных металлов, которые лежат в его трюмах, оцениваются в 2,5 млрд фунтов стерлингов. Odyssey заключил с минобороны Великобритании соглашение о дележе сокровищ. От первых 45 млн долларов, вырученных от продажи поднятых монет, ему достанется 80%. Следующие 455 млн долларов будут поделены поровну. От того, что превысит 0,5 млрд долларов, Лондон заберет 60%.
Спасательные работы сейчас не ведутся из-за конфликта американских кладоискателей с Мадридом, который обвиняет их в краже национального достояния Испании и называет «пиратами XXI века».
Поймали за руку
Четыре года назад Стемм объявил, что Odyssey поднял со дна Атлантического океана 17 тонн серебряных и золотых монет общей стоимостью 500 млн долларов. Американцы тайком переправили монеты в Гибралтар, а оттуда вывезли в Соединенные Штаты.
Из туманных намеков Стемма журналисты сделали вывод, что речь идет о «Королевском купце», 32-пушечном английском фрегате, перевозившем у берегов Корнуэлла.
В Мадриде с самого начала не поверили Стемму — уж очень нелогично выглядела перевозка, к тому же тайная, тяжелого груза из Англии в Гибралтар. Испанцы предположили, что монеты подняли с «Нашей сеньоры Мерседес», 36-пушечного испанского фрегата, который вез из Южной Америки в Кадис более 1 млн золотых и серебряных эскудо. Англичане потопили его в октябре 1804 года у мыса Святой Марии. Поскольку «Мерседес» был военным кораблем, хотя и совершавшим коммерческий рейс, его груз должен принадлежать Испании вне зависимости от того, где он был найден. Адвокаты испанского правительства обратились в суд флоридской Тампы с требованием заставить Odyssey вернуть сокровища.
В Международной конвенции спасания говорится, что спасатель или нашедшая сторона могут быть лишены компенсации или ее части, если они были уличены в мошенничестве или «нечестном поведении». Ясно, что, если Odyssey нашел «Мерседес» в испанских водах, поднял монеты без разрешения Мадрида и в довершение ко всему еще и увез, то эти действия любой суд, в том числе и американский, должен классифицировать как «нечестное поведение».
Так оно и получилось. Американский Суд обязал Odyssey в течение десяти дней вернуть испанцам все монеты, вывезенные во Флориду. Конечно, кладоискатели намерены стоять до конца. Они сейчас подают одну за другой апелляции. Odyssey пытается доказать, что даже если найденные монеты были когда-то частью груза «Мерседес», этот корабль все равно не подпадает под определение «суверенный», которым как по американским, так и по международным морским законам пользуются суда, исполнявшие исключительно военные миссии. «Мерседес» же, когда был потоплен, совершал коммерческий рейс. К тому же более 70% монет, лежавших в его трюмах, никогда не принадлежали Испании и являлись собственностью физических лиц (в основном купцов), которые оплатили испанским властям стоимость доставки.
Ситуацию еще больше запутало вмешательство третьей стороны — правительства Перу, которое на основании того, что монеты отчеканены из серебра, добытого на перуанских рудниках, требуют вернуть сокровища законному владельцу — народу Перу. Да и потомки 25 купцов, владельцев груза, тоже требуют возврата денег. Так что процесс, несомненно, затянется на долгие годы и может стать важным прецедентом в чрезвычайно запутанных делах, касающихся подводных кладов.
Неравный брак
Подъем подводных сокровищ — дело чрезвычайно сложное как со стороны технической, так и с юридической. Найти подводный клад — это даже не полдела. Его нужно еще поднять и, что самое трудное, определить, кому он принадлежит. Такая запутанность на руку юристам по морскому праву, которые не останутся внакладе при любом развитии событий. Не случайно у них даже есть поговорка: если кладоискатель нашел подводные сокровища, значит, ему следует ждать беду.
«Технический прогресс в поисках и нырянии и выросшие на международном рынке цены на предметы, поднятые с морских глубин, привели к потере множества очень важных археологических находок, — комментирует деятельность коммерческих археологов генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. — Проблема осложняется еще и превалирующим отношением к этим находкам, как к сокровищам, которые можно находить и присваивать. Такие компании, как Odyssey, утверждают, что это законно и необходимо. Они настаивают, что тщательное археологическое изучение каждого места крушения может быть на законных основаниях объединено с продажей излишков артефактов, таких как монеты или пушки, чтобы окупить затраты и получить небольшую прибыль. Грег Стемм называет это "браком археологии с бизнесом"».
Крупнейшие подводные клады
1. «Наша сеньора Мерседес»
Фрегат вез монеты в Испанию из вице-королевства Перу. Семимесячное плавание в сопровождении конвоя из трех кораблей прошло без происшествий, но утром 5 октября 1804 года недалеко от португальского мыса Святой Марии испанцы встретились с английской эскадрой, тоже состоявшей из четырех фрегатов.
Во время боя одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул в 160 км к западу от Гибралтара на глубине 1080 м с 250 моряками и 594 тыс. золотых и серебряных долларов, а также золотыми, серебряными, медными и оловянными слитками.
2. «Наша сеньора из Аточи»
Испанский галеон «Аточа» входил в состав флота из 28 кораблей, перевозившего несметные сокровища в Испанию. 6 сентября 1622 года ураган разметал корабли у берегов Флориды. Огромная волна как щепку швырнула «Аточу» на рифы около острова Драй-Тортуга. Спастись удалось лишь трем морякам и двум рабам.
После 16-летних поисков американец Мел Фишер поднял в 1985 году около 40 тонн золота и серебра и примерно 40 кг изумрудов. Стоимость сокровищ составила 400 млн долларов.
3. «Королевский купец»
В августе 1641 года «Купец» вышел из гавани Кадиса и взял курс на север. В нескольких десятках миль от английского побережья он попал в сильный шторм и затонул у берегов Корнуэлла. Вместе с 80 матросами на дно пошел и весь груз — деревянные ящики с более чем 500 тыс. серебряных песо, 500 брусками золота, сотнями брусков серебра и украшениями, инкрустированными драгоценными камнями, а также дорогими одеждами, специями и многими другими ценностями в общей сложности примерно на 500 тыс. фунтов стерлингов.
4. «Сассекс»
В начале 1694 года эскадра из 12 кораблей во главе с 80-пушечным фрегатом «Сассекс» отправилась из Англии в Савойю. В сундуках лежали 1 млн золотых и серебряных монет и десятки слитков драгоценных металлов. В ценах конца XVII века стоимость груза составляла 1 млн фунтов стерлингов, а в нынешних — 2,5 млрд фунтов.
19 февраля эскадру, только что прошедшую Гибралтарский пролив, настигла буря. «Сассекс» из-за сильного перегруза пошел на дно вместе с сокровищами. Из 560 матросов и офицеров спастись удалось только двум морякам.
5. «Фрау Мария»
Десять лет назад финские водолазы нашли недалеко от острова Юрмо двухмачтовый парусник «Фрау Мария», который перевозил осенью 1771 года из Голландии в Санкт-Петербург произведения искусства для украшения Зимнего и Царскосельского дворцов. На борту находились около 300 картин голландских художников, коллекции мейсенского и саксонского фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек монет, всего примерно на 0,5 млрд евро.
Кроме России, на деньги которой был куплен груз, на сокровища претендуют Финляндия, в территориальных водах которой он сейчас находится и гражданами которой найден, и Голландия, под чьим флагом ходила «Фрау Мария».
Оригинал статьи по адресу http://expert.ru/2011/11/29/piratyi-xxi-veka/