Икона: символ и значение
С точки зрения символичности образа иконопись является одним из самых сложных языков, известных мировой художественной культуре. Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где мельчайшая деталь имеет свое и, зачастую, очень большое значение. В каком-то смысле, православная икона - это код, и код намного более сложный, чем может показаться на первый взгляд.
Любой элемент, включенный иконописцем в живописный образ, несет определенную смысловую нагрузку. Так, крест символизирует мученичество, копье в руках святого – победу над темными силами, а указующий перст, традиционно изображаемый в правом верхнем углу, означает Божественный промысел. Лестница, изображение которой можно увидеть на некоторых старинных иконах, символизирует духовное возвышение и стремление к Богу, а пещера является аллегорией преисподней. Отдельную категорию составляют те знаки, которые уже вышли из употребления, однако, встречаются на некоторых самых древних иконах. Среди них можно отметить лозу и гроздья винограда - распространенные некогда символы церкви и евхаристии.
Некоторые символы не имеют своего собственного толкования, а выступают в качестве индексов, которые позволяют определить статус того, кто изображен на иконе. В первую очередь, это относится к одеяниям, которые являются важным иерархическим знаком. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ (приволока) – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество. При этом значение имеет не только сам тип одеяния, но также и цвет, и даже характер складок. Нередко можно встретить символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы. Так, преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь. Целитель и великомученик Пантелеимон традиционно изображается с коробочкой лекарств, святой Андрей Рублев – с иконой Троицы, а Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.
Метафорический язык иконописи сложен и охватывает не только объект, но также и композиционный строй, и технику изображения. Цвета, пространственное построение, объем и перспектива – каждый элемент иконы имеет собственное символическое значение. Истоки этого языка лежат в византийской традиции, в русле которой произошло зарождение русской иконописной школы. На протяжении множества веков художники тщательно придерживались принципов традиционной иконописи, сохранив их вплоть до наших дней. Одним из них является символика цветов. Посредством разнообразных оттенков, каждый из которых имеет свое собственное значение, художник получает возможность усилить содержательность образа, сказав чуть больше, чем позволяют сделать средства живописи.
Особое место в иконописи занимает золотой цвет. Символ божественного света, святости, Небесного царства, он используется мастерами со времен крещения Руси. Во все времена были широко распространены иконы, написанные по золотому фону, который олицетворяет собой небесный, горний мир. Украшенные золотом нимбы и одеяния святых символизируют святость и чистоту, а тонко положенные блики и золотые пробела придают образу особую торжественность. Яркий насыщенный желтый цвет несет такое же позитивное значение, как золотой, однако бледно-желтый, напротив, символизирует измену и скупость. В этом значении желтый – цвет Иуды Искариота.
Белый - в православной иконологии - цвет праведников. Он символизирует святость, чистоту и невинность души. Традиционно им писали одеяния святых, а также крылья ангелов и пелена детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях. Близкое значение несет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
Другой распространенный цвет, пришедший в русскую иконопись из Византии – багряный, или пурпур. Цвет императора, владыки, он символизирует царственность и величие. В русской иконописи пурпурным традиционно писали одеяния святых царей и князей. В этом же значении он иногда используется как символ Бога Отца. Кроме того, нередко можно встретить иконы на пурпурном фоне, что, в частности, характерно для образов Христа Пантократора. С другой стороны, пурпурный цвет имеет и еще одно значение, которое восходит к образам угрозы и огня. Поэтому багряные тона нередко используются в сценах Страшного суда.
Такое же двоякое значение имеет и красный цвет, который широко распространен в православной иконописи. С одной стороны, он является символом любви, живительной энергии и Воскресения, но, в то же время, означает жертву Христа, мучения и кровь. В иконописи красные одеяния являются неизменным атрибутом святых мучеников. Иногда этим цветом пишут крылья архангелов-серафимов. В редких случаях можно встретить иконы, написанные по красному фону, который символизирует Воскресение и торжество вечной жизни.
Голубой цвет является символом небес, иного, вечного мира, а также целомудрия и душевной чистоты. Голубым традиционно пишут одеяния Богоматери как Приснодевы. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Это – цвет апостольских одеяний. Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и вечную жизнь. Он символизирует Христа как жизнедавца и крест как древо жизни и часто используется в сценах Рождества. Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как символ зла и смерти. Нужно отметить, что есть и такие цвета, которые принципиально не используются в иконописи. Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи.
Символика иконы – глубокое и многогранное понятие, однако, в ее основе лежит система строгих правил и ограничений. Уже на ранних стадиях развития христианства церковь предпринимала первые попытки регламентировать деятельность художников-иконописцев. В стремлении оградить священные изображения от «авторского видения» и разночтений, равно как и от ересей, она составила свод изобразительных канонов, несоблюдение которых могло повлечь для авторов и почитателей «неправильных» икон самые неблагоприятные последствия. Так, уже в начале VII века католическая церковь приняла закон, запрещающий любое аллегорическое изображение Христа. Согласно этому канону, Спаситель может быть изображен лишь в своем собственном благочестивом лике, а не в образе агнца, пастуха и как-нибудь иначе.
Подобные процессы проходили и на Руси. С древнейших времен церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника, требуя строгого соблюдения иконографических канонов как в характере, так и в сюжетной линии изображения. Так, со времен Большого московского собора 1666-1667 годов оказались под запретом любые изображения Бога Отца. Другой пример – изображение «Всевидящее око», распространившееся на волне масонского движения XIX века. Данный образ хотя и допускает христианское толкование, не каноничен и осуждается официальной церковью. Другой распространенный символ, изображение которого можно найти как в древнерусских, так и в более поздних иконах – голубь, как олицетворение Святого Духа. По большому счету, этот символ также не каноничен, как и масонский треугольник (в православной традиции – олицетворение Троицы), однако, отношение к нему более мягкое, и в некоторых контекстах данное изображение допустимо.
Богатство символического языка иконы – не самоцель, а следствие ее природы, которая заключается не в «чистом искусстве», но в исторической духовной, образовательной и, в некотором смысле, социальной функции. Поэтому икона представляет собой не столько изображение, сколько «текст», предельно насыщенный образами и значениями. Как и любой другой текст, он имеет свои синтаксис и пунктуацию, свои «слова» и правила их употребления. «Читать» икону может быть весьма непросто, однако, скрытые значения несут порой гораздо больше информации, чем сам художественный образ.