Нумизматический аукцион "Легенда"


  • Печать

Автор Тема: Печати на Руси.  (Прочитано 1524 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Девушка

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 2753
  • Репутация: +138/-0
  • Пол: Женский
  • Уважение: +1177
  • С нами с: 27/02/2010
    летлетлет
    Печати на Руси.
    « : 20 Июня 2011, 23:05:59 »
    0
    Печати на Руси.

    Древнейшие печати Руси

    Первые сведения о печатях содержат договоры Руси с Византией X в., текст которых донесла до наших дней древнейшая летопись — «Повесть временных лет». В одном из них (944 г.) говорится: «Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать грамоты нам, царям (византийским); те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту...»
    Текст этого договора может свидетельствовать о замене существовавшего ранее бездокументального общения между Русью и Византией документальным. Однако в нём упоминаются не те печати, которые в более поздние времена обычно скрепляли грамоты, а другие — те, что купцы и послы до 944 г. предъявляли византийцам без всяких грамот. Что же это за печати?

    Учёные полагают, что они заменяли верительные грамоты, являясь своеобразным удостоверением личности древнерусских послов и купцов. Различные предположения высказываются о форме печатей: по мнению одних исследователей, их роль играли металлические пластины или бляхи, висящие на груди владельца; большинство же историков считают, что в качестве печатей, согласно византийской традиции, использовались перстни.

    В самом раннем древнерусском законодательном памятнике — «Русской Правде» (X— XIII вв.) — встречаются термины «пятно», «знамя», аналогичные понятию «печать». Так, здесь упоминается о княжеском коне, на котором — «пятно»; о «княжеской борти», т.е. дереве на границе земельных владений с изображённым на нём княжеским «знаменом» — знаком. Благодаря археологическим находкам стало известно, как выглядели эти княжеские знаки: ими помечено множество деталей военного снаряжения, ремесленных изделий. Датировка деревянных цилиндров, обнаруженных в Новгороде, относится к 70-м гг. X в. На них изображены княжеские знаки или надписи «княже». С помощью особого устройства эти цилиндры, подобно замку, закрывали мешки с пушниной, различные сосуды, в том числе с серебром. Они использовались в княжеском обиходе и не только показывали принадлежность вещи князю, но и гарантировали её сохранность.
    Таким образом, в ранний период истории Древней Руси печать служила удостоверением личности. В торговле, финансовых предприятиях печати могли выполнять роль нормативных знаков, пломб, клейм, предназначенных для запечатывания, закрытия. В те времена печати ещё не отделились окончательно от различных знаков собственности.

    Печати русского средневековья

    Постепенно древнерусские печати приобретают вид булл («шариков») — круглых металлических предметов с изображениями на обеих сторонах. В настоящее время древнейшей подобной печатью считается свинцовая булла князя Святослава Игоревича (около 945—972 гг.). На обеих сторонах её изображён «знак Рюриковичей» — трезубец. Разные начертания «знака Рюриковичей» встречаются на свинцовых княжеских буллах потомков Владимира Святого и на первых русских монетах этого князя — златниках и сребрениках (см.ст. «Русская нумизматика»). Печати древнерусских князей X — первой половины XI вв. историки называют «буллами архаической (древнейшей) традиции».

    С развитием письменности на Руси роль печатей усложняется. Теперь они скрепляют документ: иногда просто запечатывая, закрывая его (например, какое-либо письмо, послание), а иногда — утверждая, узаконивая содержание документа, к которому приложены. Печати заменяют подписи князей, выдававших жалованные грамоты, заключавших договоры с другими князьями или государствами. Печать, скрепляющая документ, выступала в своём основном назначении, которое она не утратила до сегодняшнего дня: удостоверение юридической силы документа, подтверждение его подлинности.

    В этом качестве печати изучает вспомогательная историческая дисциплина — сфрагистика (от греч. «сфрагис» — «печать»), или сигиллография (от лат. sigillum — «печать»). Печатями в сфрагистике называют как матрицы (штемпели, формы), которые раньше изготавливались из твёрдого материала — камня, металла, кости (в настоящее время для этого служит мягкий материал, обычно резина), так и оттиски матриц на металле, воске, сургуче или бумаге. По способу скрепления документа исследователи разделяют печати на две группы. Одну из них составляют вислые печати. Оттиснутые специальными щипцами — буллотириями, они привешивались к документу на кожаных ремешках, шнурах, шёлковых нитях. Вторая группа печатей — прикладные, оттиснутые самыми различными штампами, в том числе перстнями-печатками.
    На протяжении почти пяти столетий на Руси употреблялись вислые металлические печати — свинцовые (моливдовулы), серебряные (аргиро-вулы), золотые или серебряные позолоченные (хрисовулы). Образцом для них служили печати Византии, с которой Русь имела тесные торговые, политические, культурные и духовные связи. Вслед за «буллами архаической традиции» в середине XI в. возникают княжеские печати «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой — греческая благопожелательная надпись: «Господи, помози (т.е. помоги. — Прим. ред.) рабу твоему (такому-то)». Подобными печатями пользовался, например, Владимир Всеволодович Мономах. На его буллах изображён Святой Василий Кесарий-ский, именем которого был наречён при крещении Владимир Мономах. В греческой надписи на оборотной стороне печати он величается: «архонт (т.е. князь. — Прим. ред.) России», «благороднейший».

    Самую большую группу среди княжеских печатей Древней Руси составляют экземпляры с изображением двух святых — на лицевой и оборотной сторонах. Что означает подобная композиция? Дело в том, что русские князья имели два имени — мирское (светское) и данное при крещении (христианское). В летописи указывалось мирское имя князя, печать же даёт крестильное имя. Изображение того или иного святого на княжеской печати указывает на крестильное имя князя, изображение двух святых (на лицевой и оборотной сторонах) — на его христианское имя и отчество. Подобные печати принадлежали новгородским, киевским, черниговским, смоленским и другим русским князьям.
    Кроме княжеских существовали буллы церковных иерархов — митрополитов, епископов.
    Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта, присланного в Киев из Византии в середине XI в.
    Известны печати представителей княжеской администрации: например, знаменитая булла с надписью «От Ратибора» принадлежала наместнику великого князя киевского в Тмутаракани Ратибору.

    От времён Древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых булл. Они были найдены при археологических раскопках, документов при них, к сожалению, не обнаружено. Грамоты с печатями, дошедшие до нас от столь далёких времён, — большая редкость. Самая известная из них — жалованная грамота, данная в ИЗО г. киевским князем Мстиславом Владимировичем и его сыном Всеволодом новгородскому Юрьеву монастырю на волость (область) Буец и серебряное блюдо. Подтверждал подлинность акта хрисовул — «золотая булла». В настоящее время доказано, что сохранившаяся при грамоте вислая печать изначально не имела к ней отношения и принадлежала князю первой половины XIII в. Ярославу Всеволодовичу, т.е. она «моложе» грамоты на сто лет.

    Наибольшее количество русских печатей-булл обнаружено в Новгороде. Там, на территории Городища, где на протяжении всего периода существования Новгородской республики была резиденция князя и его администрации, находился архив. Остатком этого архива и являются многочисленные печати от хранившихся в нём документов. По этим печатям учёные восстановили структуру органов власти, которым на протяжении столетии принадлежало право подтверждать подлинность официальных документов. Печатей князей, архиепископов (владык), должностных лиц (посадников, тысяцких) находили здесь сотни (см.ст. «Господин Великий Новгород»). Известно, например, более 40 экземпляров печатей Александра Невского. На них — Святой Александр с мечом и щитом, а также Святой Фёдор (патрон князя Ярослава, отца Александра Невского) с мечом и щитом. Иногда Святой Александр изображается в виде всадника. Любопытно, что голову всадника украшает корона, т.е. он олицетворяет самого князя. Республиканские органы власти представлены самыми разными печатями: например, новгородский Совет Господ — печатями с характерными надписями: «Печать Великого Новгорода», «Новгородская печать» и другими; основные территориальные части города (концы) — «кончанскими» печатями.

    Много металлических печатей обнаружено при раскопках Пскова; они найдены также и в других русских городах, где наряду с буллами употреблялись и прикладные печати-оттиски на воске. Археологами обнаружено немало перстней-печаток (особенно на юге Руси), а также металлических, деревянных, костяных печатей-матриц во многих древнерусских городах.

    С XIV в. русские печати постепенно изменяются. Например, княжеские печати, ещё почти сто лет сохранявшие на лицевой стороне изображение святого патрона, на оборотной приобретают строчную надпись, содержащую имя и титул владельца. При грамотах, написанных на пергаменте, до наших дней сохранились привешенные к ним позолоченные серебряные буллы великих князей московских — Ивана Даниловича Калиты, Семёна Ивановича Гордого, Ивана Ивановича Красного, Дмитрия Ивановича Донского и его сына Василия Дмитриевича. На каждой из них изображение святого покровителя сопровождается обязательной надписью: «Печать великого князя (имя)», «Печать князя великого (имя князя) всея Руси».
    В течение XIV—XV вв. металлические буллы вытесняются восковыми вислыми и прикладными печатями. На них (за исключением печатей церковных иерархов) появляется уже светское изображение, а также круговая легенда (надпись, расположенная вокруг изображения) с указанием не только имени, но и «должности» владельца. Среди московских князей восковую печать начал использовать в середине XIV в. Семён Иванович Гордый.

    Подобные печати, находившие применение в различных государственных службах, учреждениях и среди должностных лиц, в течение XV в. практически заменяют свинцовую печать. Это связано как с дешевизной воска по сравнению с металлом, так и с заменой прочного пергамента на бумагу, которая, конечно же, не могла выдержать вес свинца.

    После отказа от византийской традиции использования металлических булл постепенно изменяются и изображения на русских печатях. Князья начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, обычно вставленные в металлический ободок. Как правило, геммы были античного или западноевропейского происхождения, хотя и местных подражаний встречалось немало. Античный сюжет лежит, например, в основе изображения на печати Василия Васильевича (Василия II), которой скреплено большинство жалованных и договорных грамот великого князя. Это так называемый «Аполлон на колеснице». На печати изображена квадрига Солнца, или колесница Аполлона-Солнца, светоносного бога, посылающего на врагов лучи-стрелы. Человек, голову которого украшает венец из лучей, в правой руке действительно держит нечто похожее на пучок стрел, а в левой — круглый предмет, возможно шар-солнце.

    Печати московского государства

    В последние годы жизни Василий II пользовался другой печатью, которая затем перешла к его сыну Ивану III.
    Речь идёт о восьмигранной гемме с изображением льва, терзающего змею. Печать отца (естественно, изменив имя её владельца) великий князь московский Иван III использовал на протяжении четверти века. Но когда встал вопрос о создании общегосударственной печати, объединитель русских земель выбрал для неё другие эмблемы, более соответствовавшие историческому моменту: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьём дракона, на оборотной — двуглавый орёл, увенчанный коронами. Образец этой вислой красновосковой печати прекрасно сохранился до наших дней при грамоте 1497 г. (см.ст. «История государственного герба России»). Правители Московского государства пользовались ею на протяжении XVI— XVIII столетий.

    Внук Ивана III — Иван Васильевич Грозный — для скрепления государственных актов и личных посланий имел в своём распоряжении самые разнообразные печати. При нём изменилась композиция государственной печати: всадник, поражающий копьём дракона, разместился на груди двуглавого орла. Грамоты, отправляемые за рубеж, например к шведскому или датскому королю, снабжались большой печатью, на которой вокруг двуглавого орла располагались 24 эмблемы-печати земель, царств и княжеств, входивших в состав Московского государства. На оборотной стороне вместо всадника на груди орла помещался единорог. Это мифическое животное встречается на многих печатях Ивана IV в качестве знака силы и могущества.

    Постепенный рост территории Московского государства повлёк за собой укрепление органов власти, создание центрального и местного административного аппарата, увеличение количества документации. Ранее княжескую или царскую печать хранил один человек — печатник. Например, печати Ивана Грозного «курировал» дьяк Посольского приказа Иван Висковатый. А в самом начале XVII в. возник специальный Печатный приказ. За приложение печати к грамотам брали пошлину. Об этом сообщают статьи законодательных памятников, например Судебников 1497 и 1550 гг., которые устанавливали порядок использования различных ведомственных и государственных печатей.
    В XVII в. печати широко используются многочисленными центральными и местными учреждениями. Сохранились, в частности, печати Приказа Большого дворца с изображением единорога. Приказ Большой казны, ведавший государственным хозяйством и финансами, имел печать с изображением весов и надписью: «Печать казённая Приказу Большие казны». К местным печатям относятся таможенные, на которых изображение обычно отсутствует — имеются лишь надписи; печати сибирских городов и острогов (т.е. малых крепостей) с фигурами пушных и прочих зверей; печати различных земель и княжеств с эмблемами, впоследствии вошедшими в городские гербы. Например, известны печати XVI— XVII вв. с изображением сабли под короной и надписью: «Печать царства Астраханского»; дошла до наших дней и печать княжества Смоленского: пушка на лафете, а на пушечном стволе — райская птица. В 1692 г. Пётр I постановил: в Ярославской приказной избе «быть печати изображением герб ярославской». Так появились на городской печати медведь с протазаном (род копья) и надпись: «Печать града Ярославля».

    Во второй половине XVII в. у русского царя имелось более десятка различных печатей, которые вырезались по мере усложнения царского титула в связи с присоединением новых земель. Восходящие на трон цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая в матрице была съёмной, т.е. изготавливалась отдельно от центрального изображения.

    Печати Российской империи и СССР

    Пётр I, в начале своего правления по традиции применявший старые печати, впоследствии приказал вырезать несколько новых. Они отличались от прежних расположением гербов на крыльях орла, цепью ордена Святого Андрея Первозванного, окружающей щиток с орлом и императорской короной над щитком. Для печатей «нового дела» (т.е. вновь сделанных) характерна краткость титула.
    Царь именовался: «Пётр Алексеевич, царь и самодержец Всероссийский», «Пётр Первый, Божиею милостию царь и повелитель Всероссийский».

    Прибывший в 30-е гг. XVIII в. в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Анны Иоанновны известный европейский гравёр Иоганн Гендлингер вырезал российскую государственную печать с могучим двуглавым орлом, который по своему величию соответствовал мощи и незыблемости Российской империи. Большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу в высокохудожественной манере, служила русским монархам сто с лишним лет — до конца дарствования Николая I.
    Изменились печати учреждений и ведомств: вместо символических изображений, отражающих деятельность того или иного приказа, как это было в XVI—XVII вв., на них появился государственный герб — двуглавый орёл. Местные символы — гербы — помещались на городских печатях, которые по велению императрицы Екатерины II были учреждены в каждом городе.

    Печать Временного правительства, созданную в 1917 г. по рисунку известного русского графика Ивана Билибина, украшал двуглавый орёл — без корон, скипетра и державы, без всадника на груди и без гербов.

    Молодое Советское государство отказалось от прежних государственных символов. С января 1918 г. велась работа по созданию новой печати. Руководство России придавало этому очень большое значение, проект печати неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Народных Комиссаров (СНК). В марте — апреле 1918 г. в качестве изображения для печати была выбрана эмблема «Серп и Молот». По предложению В.И. Ленина из композиции изъяли меч. Окончательный проект СНК утвердил в конце июня 1918 г. К этому времени разрешились споры по поводу девиза и надписей, которые были приняты в следующей формулировке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Через месяц изготовили матрицу новой печати. Все советские органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем — СССР), в который вошла эмблема «Серп и Молот».
    Кто не копает, тот и не находит!

    Оффлайн Девушка

    • Администратор
    • *****
    • Сообщений: 2753
    • Репутация: +138/-0
    • Пол: Женский
    • Уважение: +1177
    • С нами с: 27/02/2010
      летлетлет
      Re: Печати на Руси.
      « Ответ #1 : 20 Июня 2011, 23:46:15 »
      0
        Печать Дмитрия Донского XIV век.

        Печать Мстислава Всеволодовича XII век. 

        РСФСР Государственная печать 1918 год.

        Печать Ивана Грозного 1539 год. 

        Печать Ивана Грозного 1539 год.
      Кто не копает, тот и не находит!

      • Печать
       


      Поиск Легенд - Технология Поиска. Все Права защищены © | 2009 - 2013. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов сайта. необходима ссылка на ресурс.

      SimplePortal 2.3.5 © 2008-2012, SimplePortal