Очисткой рек и углублением фарватера занимается государственное предприятие «Ленводхоз». На днях пресса растиражировала слова одного из руководителей предприятия, который обмолвился, что его сотрудники находят на дне оружие, золотые монеты, посуду, а также старинные ограды. В интервью «Business FM Петербург» заместитель директора «Ленводхоза» Вячеслав Шведов подтвердил, что находки случаются, но их бывает не много, и последний раз это было давно. Так, однажды были найдены золотые монеты около «Чижика-пыжика» на Фонтанке. Как полагает Вячеслав Шведов, если сотрудники, работающие непосредственно на месте, и находят ценные вещи, то, скорее всего, оставляют их себе, не предавая это огласке. Если же речь идет об оружии, то его, вероятно, выбрасывают обратно, рассуждает глава предприятия.
Профессиональные коллекционеры говорят, что само по себе место находки не является принципиальным. В науке, кстати, наряду с традиционной археологией, широкое распространение получила так называемая «аква-археология». Правда, специалисты исследуют в основном теплые, незамерзающие водоемы. Гендиректор салона «Коллекционер» Наталья Глущенко отметила, что какого-то крупного устоявшегося рынка таких находок нет. Чаще всего, о них никому неизвестно, и они уходят на «черный» рынок. Если же информация доходит до общественности, вещи отправляются в музей. Наталья Глущенко добавила, что золотые и серебряные вещи очень хорошо сохраняются в холодных реках и каналах Петербурга.
Писатель и краевед Алексей Ерофеев сожалеет, что некоторое каналы Петербурга оказались засыпаны. К примеру, когда к острову Декабристов присоединяли острова Вольный, Золотой, Жадимировского и Гоноропуло, протоки попросту заполнили мусором. А вместе с этим погребли немалое количество городских тайн. Как рассказал Алексей Ерофеев, до революции в каналы иногда сбрасывали памятники или ограды. Существует даже легенда о том, что коней с немецкого посольства на Исаакиевской площади сбросили в Мойку. Однако их до сих пор не нашли. Писатель считает, что подобные вещи могли происходить с предметами из «буржуйских» домов. Самой же интересной находкой последних лет Ерофеев считает якорь, поднятый из Невы в ходе очистных мероприятий накануне 300-летия Петербурга. Сегодня он установлен как памятный знак на Биржевой площади.
Однако в информационном пространстве все гораздо прозаичнее: из рек и каналов достают автомобили, буксиры или самоубийц. Пожалуй, самая примечательная находка – тяжелый танк «Клим Ворошилов», который был поднят со дна Невы в ноябре 2011-го. Правда, произошло это в Ленинградской области. Петербургская же Нева умеет хранить секреты.